Содержание раздела сайта:

1. Методические рекомендации (МР) "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды по ОО "Художественно - эстетическое развитие" в ДОО ( в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

2. МР ""Планирование и организация сюжетно - ролевых игр детей 3 - 7 лет"

3. МР "Использование проектного метода в работе с дошкольниками"

4. МР "Организация прогулки с дошкольниками"

Методические рекомендации "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды по ОО "Художественно - эстетическое развитие" в ДОО (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)"

Подготовлены воспитателем Митрофановой И.В., первая квалификационная категория

В настоящее время ДОО активно работают над внедрением ФГОС ДО в практику работы педагогов. Во ФГОС ДО выделено пять образовательных областей, в том числе и ОО «Художественное творчество», в которую условно мы относим такие виды детской деятельности как музыкальная, изобразительная, конструктивная, а также не выделенная во ФГОС ДО, но имеющая большое значение для развития ребенка театрализованная деятельность.

На современном этапе развития дошкольного образования, в связи с выходом ФГОС ДО на первый план выходит создание условий для самостоятельной и совместной с педагогом детской деятельности, что предполагает работу по проектированию РППС.

Основными задачами образовательной деятельности дошкольников по ОО «Художественное творчество» являются:

- Развивать интерес к изобразительной деятельности;

- Развивать художественные способности в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, используя при этом разнообразные средства выразительности; поощрять проявление самостоятельности и творчества

- Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке других детей, воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

В соответствии с задачами в группах МБДОУ в основном созданы условия для осуществления данных видов деятельности, но существует и ряд проблем:

- центры для организации самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности имеются в группах, однако часто они расположены территориально далеко друг от друга, что не позволяет легко осуществлять интеграцию видов деятельности внутри образовательной области;

- в отдельных группах материалы художественно - эстетического развития расположены так, что дети в одном месте берут изобразительные материалы, а рабочее место оборудуют в другом конце группы

- в РППС групп нет пособий и материалов для поддержания правильной осанки детей при занятиях статичными видами деятельности (лепкой, конструированием, изобразительной деятельностью);

- работы детей выставляются в группах в основном для демонстрации родителям воспитанников, а не сверстникам. Вместе с тем для дошкольников очень важно получить положительную оценку сверстников, тем самым повышая собственную самооценку.

- столы для самостоятельной и совместной деятельности в группах стоят по школьному типу – партами или рядами. Однако для обеспечения взаимодействия детей между собой и со взрослыми целесообразней расставить столы в форме буквы «П» либо полукругом, где дети будут видеть глаза и выражения лиц практически всех детей своей группы, смогут легко общаться, делиться впечатлениями, спрашивать совета во время работы. Целесообразно также иметь изолированные столы для возможности отдельным детям заниматься творчеством в одиночестве (с учётом индивидуальных особенностей характера детей);

- часть изобразительных материалов хранится в зоне видимости детей, а часть – в шкафу, к которому есть доступ только у педагога. Педагоги боятся, что дети перепутают материалы, поломают карандаши и т.п. вместо того, чтобы научить детей ставить и класть материалы на место, аккуратно обращаться с материалами для организации продуктивной деятельности.

- современный ребенок, знакомый с интерактивными средствами (планшетами, компьютерами, интерактивным оборудованием), нуждается в поддержке своих умений обращаться с компьютерной техников. Развитие ребенка в художественно – эстетическом направлении может происходить естественным образом, при наличии планшетов, ноутбуков с установленным соответствующим программным обеспечением. В настоящий момент в группах имеются такие средства обучения лишь принесенные детьми из дома с неизвестным закаченным образовательным продуктом

- наполнение центра художественного развития достаточно бедно музыкальными материалами во всех группах

- в отдельных группах центры художественного творчества оформлены без должного эстетического вкуса. А ведь для формирования художественного вкуса особенно важно, чтобы дети воспринимали эстетику среды, чтобы такое окружение было естественным для ребенка.

Методические рекомендации по преобразованию РППС по ОО «Художетсвенно – эстетическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

1) В центры художественного творчества включать в себя материалы для изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности.

2) Организовать предметную среду по ОО «ХЭ развитие» таким образом, чтобы не было не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

3) В местах, где дети много времени проводят в одной позе, необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: порисовал – встань. Подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и рисуй дальше

4) Определить и обозначить место, в котором дети могут выставить, повесить свою работу, украсить её групповую комнату, продемонстрировать сверстникам.

5) Столы для самостоятельной художественной (продуктивной) деятельности расставить буквой «П» или полукругом

6) Продумать безопасное хранение всех материалов для художественного творчества в свободном доступе детей

7) Оформить материалы для музыкального, художественного, театрального творчества детей

8) Продумать эстетическое оформление творческих центров (единство стиля, эстетичность материла, отсутствие сломанных материалов и т.д.)

Список используемой литературы:

1. ФГОС ДО

2. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радынова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, Москва, 2014

3. Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению ООП ДО на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО

Методические рекомендации "Планирование и организация сюжетно - ролевых игр детей 3 - 7 лет"

Подготовлены воспитателем Митрофановой И.В., первая квалификационная категория

На современном этапе развития образования, при введении в практику работы учреждений ФГОС ДО, провозглашающий приоритет самостоятельной и совместной деятельности воспитателя с детьми важно выработать такой подход к игровой деятельности, при котором дети последовательно осваивают игровые умения при умелом и гибком руководстве педагога сюжетной игрой, при котором взрослый демонстрирует способы игровых взаимодействий, демонстрирует образец ведения ролевых диалогов, смены ролей в игре.
Дошкольники естественно перенимают игровой опыт старшего партнёра (воспитателя) по игре, как это происходило во времена, когда дети играли во дворах в разновозрастных детских объединениях.

Педагоги знакомы с данным подходом, он описан в методическом пособии «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой

Большинство педагогов организуют самостоятельную и совместную игровую деятельность с детьми. В большинстве групп созданы условия для полноценной игровой деятельности дошкольников: выделено пространство для сюжетно – ролевых игр (сдвигаются столы, предлагаются к использованию ширмы, мягкие модули, стулья и тп материалы для зонирования пространства).

Многие педагоги используют мотивацию для привлечения внимания детей к игровой деятельности (начало игровой деятельности в качестве партнёра в младших группах, включение в игровую деятельность как партнёра в младших и средних группах, создание проблемной ситуации (во всех группах), игровая ситуация (во всех группах)

Однако наблюдается ряд подходов, противоречащих современным требованиям:

- в качестве мотивации используется личная просьба педагога типа «Ребята, покажите в игре, кем вы хотите стать в будущем» без учёта психологических особенностей детей этого возраста (только личный интерес – двигатель деятельности)

- наблюдается речевое и сценарное доминирование взрослого при организации игровой деятельности в отдельных группах

- не наблюдается целенаправленного формирования игровых навыков детей через включение в игровую деятельность взрослого в ряде групп.

- при планировании игровой деятельности педагоги не учитывают полоролевую специфику детей, применяя ко всем детям группы одни педагогические подходы.

Т.о. педагоги основное внимание уделяют формированию умения осуществлять специфические для роли игровые действия (не только в младших, но и в более старших группах), а обучение смене ролей, формирование умения вести ролевой диалог происходит хаотично, бессистемно.

Рекомендации педагогам по осуществлению педагогического сопровождения игровой деятельности детей:

При организации работы по развитию игровой деятельности детей
1.1 Создавать копилку игровых сюжетов, отражающих современную, детскую субкультуру и учитывающих полоролевые интересы, предпочтения

Предлагать детям 5 – 7 лет:

сюжеты, ценность которых проверена временем, помогающие детям овладеть умением придумывать новые сюжеты для перевоспитания отрицательных героев

сюжеты нового времени, способствующие развитию у детей умения комбинировать разнообразные события с использованием ролевого взаимодействия

фантазийные сюжеты, направленные на развитие у детей умения придумывать новые, интересные сюжетно – ролевые игры

При осуществлении педагогического сопровождения последовательно изменять игровую позицию в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности

Заинтересовать детей нестандартных ходом развития сюжетной линии игры, включая неожиданные комбинации сказочных, фантазийных и реальных сюжетов

При организации сюжетно – ролевых игр с детьми 5 – 6 лет учитывать их предпочтения в игровых сюжетах. Помните, что сюжеты игр девочек семейно – бытовые, а мальчиков – технические и общественные. Также детям интересны сюжеты компьютерных игр, мультипликационных фильмов, литературных произведений

Стараться иногда побуждать детей (мальчиков и девочек) играть в совместные сюжетно – ролевые игры, такие как «Подводная экспедиция Кусто», «Доктор». «Такси», «Супермаркет»

Стимулировать творческий потенциал детей, комбинируя сюжеты с разноконтекстными ролями (Шрек и библиотекарь, Гарфилд и космонавт и тп)

При преобразовании игрового пространства:

Учитывать, что для игр девочек нужно небольшие пространство – ограниченное. А для мальчиков – неограниченное, в связи с высокой двигательной активностью. Поэтому необходимо включать автономные небольшие, но богатые атрибутами уголки для статичных игр девочек, чтобы они могли осуществлять свои ролевые действия;

Обеспечивать возможность движения, большее пространство для игр мальчиков, так как они более подвижны и именно оно необходимо им для выполнения ролевых действий

Помнить, что дошкольник стремиться облюбовать. Оборудовать и обжить какое – либо пространство, построить свой собственный маленький мирок (коробки, ширмы, одеяло, кусок ткани, картона – материал для постройки домика, корабля и другого). Особенно пригодиться мягкая мебель, стулья. Пуфики. Строительство необычных жилищ особенно побуждает детей к игре.

Учитывать, что дети старшего возраста склонны к довольно сложной организации пространства. Например, дети могут строить не только гараж, но и заправочную станцию, станцию техобслуживания. Необходимо, чтобы дети имели возможность дополнить картину – нарисовать дороги, дома, улицы, дорожные знаки.

2.5 Преобразовывать игровую среду с учётом, что она должна становиться более насыщенной и оснащенной, учитывать игровые предпочтения детей обоих полов.

Включать в среду игровые атрибуты, которые необходимы для различных игр (для игры в «Семью» - игрушечный пылесос, утюг, телевизор, магнитофон, игрушечная плита, стиральная машина; для игры «Парикмахер» - разные виды расчёсок, заколки, украшения, игрушечные ножницы, журналы с причёсками и тп)

Однако помнить, что старшим дошкольникам не следует подбирать материал по темам «Семья», «Магазин». «Больница» и тд. Дети подбирают игрушки и материал сами. Это своеобразный творческий поиск. Старшим дошкольникам нужен, с одной стороны, бросовый материал, а с другой – несколько реалистичных игрушек. Чем старше дети, тем больше воображаемых действий они могут произвести, тем меньше внешних опор им необходимо. Старший дошкольник нуждается в пространстве, чем в игрушках.

При планировании игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений:

Для обогащения содержания игр детей читайте литературные произведения, вызывающие интерес как мальчиков, так и девочек

Беседуйте с детьми на темы «Как играют ребята соседней группы» «Как я (педагог) играл в детстве», «Как играли твои родители в детстве»

Для более полных образов и ролевых диалогов рассматривайте картины, иллюстрации

Для разнообразия игровых действий проигрывайте с детьми игровые этюды, игровые упражнение «Опиши героя», «телефонный разговор»

Формы работ, отражаемые в календарном плане, могут быть следующими:

Организация беседы

Организация игровой ситуации

Чтение детской художественной литературы

3.5.4 Разыгрывание этюдов, игровых упражнений

Используемая литература:

Материалы тематической проверки «Профессиональные умения педагога при руководстве СР игрой дошкольников» (март 2017)

В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 5 – 7 лет»

И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова «Играют мальчики. Гендерный подход в образовании»

И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова «Играют девочки. Гендерный подход в образовании»

Методические рекомендации "Использование проектного метода в работе с дошкольниками"

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон «Об образовании в РФ» и выхода в свет ФГОС ДО, внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

На первый план вышли поддержка детской инициативы, учёт индивидуальных склонностей, возможностей детей про построении образовательной работы, приоритет самостоятельной и совместной деятельности с детьми

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Образовательная система ДОУ становится открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

• Исследовательско -творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

• Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

• Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

• Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

• Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

• Продолжительность (краткосрочный – несколько дней, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Педагоги освоили современнуютехнологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Тематика проектов перекликается с используемым комплексно – тематическим планированием, педагоги стремятся к поддержанию детской инициативы.

Однако существует и ряд проблем:

- Прежде всего это представление в виде проектной деятельности формы работы по какому-либо вопросу. Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, - занятия с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д. данные мероприятия они называют детским проектом по формированию у детей здорового образа жизни. Несомненно, все перечисленные формы работы интересны и дают положительный результат. Многие из них при соответствующей организации могут быть детскими проектами, но только в том случае, если дети выступят в качестве их активных участников, авторов идей и их исполнителей.

- Авторы публикаций, методических пособий по организации проектной деятельности с детьми рекомендуют начинать работу над проектом с создания «копилки». Многие воспитатели понимают это буквально и перед тем, как приступить к реализации проекта, делают подборку игр, пособий, плакатов по теме, а потом демонстрируют на слайдах, как много материала им удалось собрать. Но под словом «копилка» в данном случае кроется несколько иное содержание. Чаще всего имеется в виду копилка идей, вариантов решения проблемы. Это то, что будет в дальнейшем обсуждаться, анализироваться в ходе поиска наиболее приемлемого и результативного варианта. Это может быть копилка и в прямом смысле, например, календарей, значков, шишек, крышек и т. д. Но они должны быть собраны детьми и использоваться в процессе проектной деятельности. Подбор методических пособий осуществляется на этапе подготовки педагога к проекту.

- Как известно, в каждой группе есть активные, инициативные воспитанники, которые всегда находятся в поле деятельности воспитателя, и пассивные дети, не проявляющие инициативы и предпочитающие делать то, что делают другие. В результате участниками проектов чаще всего становятся одни и те же, активные воспитанники группы.

Между тем одна из задач проектной деятельности заключается в том, чтобы раскрепостить дошкольников, научить их быть самостоятельными, более инициативными.

- На этапе воплощения идей проекта воспитателям сложно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей. Даже при хорошем развитии проекта часто приходится слышать: «А теперь мы будем делать то-то… », «А теперь сделайте вот так…. ».

- Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным. Например, результатом нормативных проектов становится какое-то правило или знак. В ходе проектной деятельности этих знаков накапливается достаточно много, они собираются в специальной коробочке, но в реальной жизни не используются. Со временем в группе происходят конфликты, нарушаются правила, а про знаки никто не помнит. Проект по придумыванию и изготовлению знаков закончился, и они просто пополнили коробочку. Зачем тогда их было вообще придумывать? Получается, что этот проект был ради проекта.

Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например, макета, требуют значительных сил всех участников, а также определенных средств, времени.

Как правило, результат совместной деятельности всех радует, вызывает чувство удовлетворения. Воспитатель с гордостью демонстрирует продукт проекта гостям группы, который долго потом украшает собой групповую комнату. К чему это приводит? Дети спрашивают у педагога: «Можно поиграем с крепостью? (кораблём, ракетой и т. д.) ». «Нет», - отвечает воспитатель, - пусть крепость пока постоит. Мы так долго трудились над ней, а вы её быстро сломаете». Комментарии здесь излишни.

То, что ребёнок просит разрешение поиграть с тем, что он сам с товарищами сделал, говорит о многом. Любой продукт проектной деятельности должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприкасаемым украшательством групповой комнаты.

- Проектная деятельность представляет большие возможности для творчества всех её участников. Случается так, что проект, задуманный на одну-две недели, затягивается на месяц, а то и два – в ходе деятельности придумывается что-то новое, интересное. В какой-то момент педагог осознает, что тема проекта заполнила все время, дети зациклены на одном и том же. Родители удивляются: «Долго мы ещё будем заниматься космосом (насекомыми, птицами, и т. д.?»

Воспитатель уже и сам бы рад завершить проект, но итоговое мероприятие все откладывается, т. к. еще что-то не доделано. Когда все – таки проект завершается, все вздыхают с облегчением. И, скорее всего, желания взяться за следующий проект ни у педагога, ни у детей не появится.

Учитывая это, проект должен иметь определённый срок реализации, который позволит решить поставленные задачи и получить необходимые результаты. При этом важно соблюдение сроков выполнения каждого этапа проекта.

- Как показывает практика, воспитатели часто выбирают презентацию результата проделанной работы перед другими воспитанниками, чтобы продемонстрировать результат и подвести итог проекта, что выглядит следующим образом.

Участники проекта приходят в другую группу, каждый держит в руках картинку (фотографию) какого-то момента проектной деятельности. «Гости» выстраиваются перед сидящими полукругом воспитанниками и рассказывают о том, что и как они делали. Детям дошкольного возраста трудно последовательно и логично выстроить свой рассказ, чтобы другим было понятно и интересно. Вскоре «хозяева» начинают скучать. Воспитатель фотографирует мероприятие, «гости» возвращаются в свою группу. Презентация и весь проект завершен.

Приходится признать, что подобная презентация продукта проектной деятельности не подходит дошкольникам.

- Организуя проектную деятельность, воспитатели забывают отражать её в календарных планах. Между тем проект реализуется во все отрезки времени, в ходе режимных моментов, через разные формы совместной деятельности.

Рекомендации по использованию проекта как одной из форм освоения детьми ОП ДО

1. Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса наталкивает педагогов на темы проектов.

2. Осуществлять проектную деятельность, основной признак которой – высокая степень детской инициативы от начального этапа продумывания идеи, темы проекта, до выбора средств для осуществления проекта, разработки этапов, содержания проекта, осуществления самой практической деятельности, подведения итогов, демонстрации результатов

3. Создавать копилку не форм работы, а идей осуществления проекта, средств для его осуществления

4. При осуществлении работы над проектом помнить о необходимости развивать детей в данной форме работы: включать в деятельность и заинтересовывать малоактивных, молчаливых, скромных детей, давая им возможность побыть в ситуации успеха

5. На этапе воплощения идей проекта воспитанникам нужно давать больше свободы, чтобы они пытались самостоятельно находить решения поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы.

6.Обеспечивать практическую значимость и востребованность результатов проекта в повседневной детской деятельности (дети должны иметь свободный доступ к материальному продукту проекта, должны играть с ним, использовать в другой деятельности и т.п.)

7. Соблюдать временные рамки проекта. Это обеспечит динамичность детской жизни, исключит «застревание» на одном деле, которое снижает подвижный и неустойчивый детский интерес к деятельности.

8. Подводить итоги проекта необходимо в форме презентации, демонстрируя её не детям ( в силу сложности восприятия детьми такой формы), а родителям, либо в форме оформления выставки работ, оформления газеты в последующим обсуждением и проговаривание этапов работы над проектом при желании детей вспоминать об этом.

9. Отражать работу над тематическим проектом в календарных планах (ежедневных)

10. Включать родителей в работу над проектом. предварительно разъяснив им, что важна исключительно детская инициатива, детское творчества и детская фантазия, а не родительские художественные умения.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Литература по проектной деятельности

1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

7. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.

8. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.

9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.

10. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.

11. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.

12. // Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.

13. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с.

Методические рекомендации для начинающих педагогов "Организация прогулки с дошкольниками"

Методические рекомендации направлены на уточнение знаний педагогами структуры, содержательного наполнения прогулки с дошкольниками. Предлагаются наиболее приемлемые в разных возрастных группах методы и приёмы для наиболее эффективного использования педагогического времени во время прогулки.

Цель: обеспечить равные развивающие возможности детям, находящимся под руководством начинающих и опытных педагогов во время прогулки.

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству; содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОО в зависимости от климатических условий. При температуре ниже – 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полной мере. Стихийность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в современном детском саду. Целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие нередко подменяется присмотром за детьми.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

На прогулке необходимо использовать интегрирование таких образовательных областей, как: «Физическое развитие». «Познавательное развитие». «речевое развитие». «Социально – коммуникативное развитие». «Художественно – эстетическое развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни.

Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач:

. Оздоровление детей.

. Физическое развитие.

. Развитие самостоятельности.

. Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки, где нужно учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего