Консультация для родителей "Формирование графо-моторных навыков у детей 6 -7 лет. Подготовка руки к письму"
07.03.2019, 15:57
Формирование графо-моторных навыков у детей 6 - 7 лет Подготовка руки к письму

Консультация подготовлена воспитателем Митрофановой И.В., первая квалификационная категория

В исследованиях М.М. Кольцовой доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Одним из вариантов обучения дошкольников является работа по формированию графических умений как средство стимуляции развития речевой деятельности детей.

Работа по формированию графических умений должна осуществляться во всех видах деятельности детей: на занятиях (по математике, по развитию речи, изобразительной деятельности и т. п.)

Традиционно работа начинается с подготовительного этапа. Его основная задача состоит в создании положительной мотивации к занятиям и подготовке дошкольников к усвоению умений работы с орудиями, позволяющими овладевать графо-моторными умениями. В первую очередь необходимо помочь детям с дизартрией осмыслить основные пространственные отношения, такие, как: быть впереди, находиться между, находиться на противоположной стороне, быть внутри, следовать за и т.п. Среди них особый вид отношений составляют отношения быть справа, быть слева, оперирование которыми, в силу их относительности часто вызывает трудности у данной категории детей. Необходимо уделять внимание совершенствованию точности оптико-пространственного восприятия при ориентировке в ограниченном, клеточном или строчном пространстве; формированию способности воссоздавать по образцу или по представлению пространственное размещение элементов композиции, узора; развитию умения фиксировать и воспроизводить повороты на плоскости отдельных элементов узора или графических знаков.

Наряду с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок центральное место занимает работа по освоению пространственного словаря дошкольников. Словарь пространственных терминов ребёнка служит показателем его знаний об этих отношениях. Это необходимое условие, способствующее установлению полного соответствия между пространственным образом и словом, его обозначающим.

Работа над словарным запасом способствует более полному восприятию пространственных отношений и освоению навыков пространственной ориентации. Основными практическими действиями ребёнка выступают выполнения различных упражнений в игровой форме.

Для развития графического навыка следует использовать графический диктант, рисование (по точкам, по контурам, по клеточкам), выполнение штриховок (с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки), раскрашивание предметных картинок.

Для стимуляции процесса овладения линейной графикой эффективны следующие задания:

• провести сверху - вниз и снизу-вверх прямые вертикальные линии;

• провести слева - направо и справа – налево прямые горизонтальные, параллельные линии;

• провести наклонные, параллельные линии, пересекающиеся линии, ломанные линии;

• нарисовать кривые дугообразные, волнообразные, петлеобразные, спиралевидные линии;

• нарисовать изображение на основе геометрических фигур;

• рисование геометрических фигур с использованием опорных точек.

Выполнение этих и подобных упражнений так же развивает у дошкольников с дизартрией зрительный анализ и пространственные представления.

Кроме перечисленных упражнений развитию зрительного анализа и пространственных представлений будут способствовать следующие задания:

нахождение различий (сходных элементов) в изображении,

узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка,

конструирование целого из отдельных частей (выкладывание н-р: машины, ёлки из геометрических фигур).

Так как одними из основных критериев готовности к школе являются:

состояние общей и мелкой моторики (умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации);

уровень развития пространственных и латеральных представлений,

Формирование графических умений у старших дошкольников можно рассматривать как эффективное средство предупреждения дисграфии и дискалькулии, широко использовать для формирования математических представлений и понятий, решения практических и бытовых задач.

Литература

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка – М: Педагогика, 1973. – 143 с.

2. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ. – 2000.- 210 с.

3. Лекционный материал.

Категория: Мои файлы | Добавил: mirina250479
Просмотров: 229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar