Консультация для воспитателей "Графическая модель - календарь природы"
07.03.2019, 11:38

Консультация подготовлена воспитателем Митрофановой И.В., первая квалификационная категория

1. Актуальность темы

2. Календарь наблюдений за сезонными явлениями

3. Календарь наблюдения за ростом и развитием живого объекта

4. Календарь наблюдения за зимующими птицами.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания окружающего мира детьми дошкольного возраста, является использование моделей и схем, а также активное участие в процессе моделирования.

С детьми дошкольного возраста можно изготавливать и использовать самые разнообразные модели.

Одной из наиболее часто используемой и создаваемой моделью в дошкольном учреждении является календарь природы.

Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные , длительно происходящие явления и события в природе. Можно выделить несколько видов календарей, отражающие те явления природы, которые находятся в поле зрения ребёнка – дошкольника.

1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.

Данная экологическая модель показывает состояние природы в то время, когда проводятся наблюдения. Календари наблюдений за сезонными явлениями природы в младшем и старшем дошкольном возрасте значительно отличаются. Имеются отличия и в процессе моделирования в разных возрастных группах детского сада.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы в старшем дошкольном возрасте имеет несколько параметров: время, неживая природа, живая природа. Время представлено месяцем с четырьмя полными неделями по семь дней. Неживая природа представлена графой погода с семью окошечками на каждый день недели, когда проводится наблюдение. Живая природа – это большая часть страницы, на которой схематично изображается растительность, покров земли, животные, которых можно увидеть в это время.

Процесс моделирования, то есть заполнение календаря, производится с помощью рисунков и знаков. Каждый день во время прогулки воспитатель организует наблюдение, а затем, вернувшись в группу, дети под руководством педагога закрашивают клетку дня недели и изображают значками погоду. Когда пройдут наблюдения за кустом, покровом земли и деревом, которые выбраны для изображения в календаре, дети зарисовывают их изображения в графе «Живая природа». В конце недели дети дополняют получившуюся картину изображениями насекомых, птиц и других животных.

Итогом моделирования является страница с раскрашенными клетками дней одной недели (столбики ещё трех недель остаются незакрашенными), заполненные значками окошечки «погода», рисунок – пейзаж.

Таким образом, календарь наблюдения за сезонными явлениями природы является графической моделью состояния природы определенного времени года. Перед первым заполнением календаря детей необходимо познакомить с символами и значками, которые помогают правильно заполнить календарь.

При заполнении календаря наблюдений используются цветные карандаши, гуашь, акварель. Для того, чтобы рисунки у детей получались более красочными и красивыми воспитателям рекомендуется использовать трафареты.

Календарь природы в старшей группе детского сада немного проще, чем календарь природы в подготовительной к школе группе.

Разница в содержании календаря природы в подготовительной к школе группе и старшей состоит в следующем:

-графа «Время» состоит, как правило, из одной недели;

- в графе «Живая природа» обязательными элементами являются покров земли и одно дерево.

В младшей и средней группах используется другая модель календаря природы, отличная от календарей природы старшей и подготовительной групп.

Календарь природы в данных группах – это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева в разных сезонных вариациях. Наблюдение проводится одну неделю в месяц, дети фиксируют явления природы при помощи картинок. Этот процесс является подготовкой к графическому моделированию, осуществляемому в старшем дошкольном возрасте.

Мы рассмотрели первый вид графического моделирования – создание и ведение календаря наблюдений за сезонными изменениями природы.

2. Календарь наблюдения за ростом и развитием живого объекта.

Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием животного или растения. При ведении календаря наблюдений за ростом и развитием животного лучше всего использовать готовые картинки, которые отражают состояние и поведение животного в соответствии с его возрастом. Календарь наблюдений представляет собой четыре листа бумаги (каждый лист соответствует одной недели роста животного). Каждую неделю, после проведения наблюдения, дети под руководством взрослого заполняют готовыми картинками каждый лист. Итогом является полностью заполненные четыре листа, на которых явно видны изменения, происходящие в росте и развитии наблюдаемого животного.

Моделирование роста и развития растений осуществляется также при помощи рисунков. Наблюдение за растением осуществляется один раз в неделю, затем его результат зарисовывается (в младшем возрасте зарисовывает воспитатель с помощью детей, в старшем возрасте – дети с помощью воспитателя).

Правильно, красиво и аккуратно заполненный календарь наблюдений за ростом и развитием растения или животного станет отличным демонстрационным пособием, которое может использоваться в различных видах воспитательно-образовательной работы с детьми.

3. Календарь наблюдения за зимующими птицами.

Третий тип графического моделирования – создание и использование календаря наблюдений за зимующими птицами. В конце октября – начале ноября педагог вместе с детьми начинает подкормку птиц. Для этого на территории детского сада развешивают кормушки, дети и воспитатель собирают в специальную емкость крошки хлеба, семена. В начале января начинается цикл наблюдений за птицами и ведение специального календаря.

В младшей и средней группах детского сада календарь наблюдений за птицами представляет собой картину, на которой изображены дерево, кормушка, покров земли. После проведения наблюдения календарь заполняется картинками с изображениями птиц.

В старшей группе календарь наблюдений за птицами представляет собой лист бумаги, на котором фиксируются день недели, поведение птиц (кто ожидает корм, кто ест на кормушке, кто летает рядом). Также на нем есть изображения птиц и их условные обозначения (например, синица – синя галочка, воробей – красная галочка и т. д). Ежедневно в полосках соответствующего дня дети с воспитателем проставляют цветные «галочки».

В подготовительной к школе группе календарь наблюдений за птицами отличается от предыдущего фиксацией погоды в соответствующей графе. Хорошо оформленные и четко прорисованные календари наблюдений за птицами становятся наглядными пособиями, которые можно использовать на занятиях, в дидактических играх и других видах деятельности педагога с детьми как совместной, так и самостоятельной.

Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста имеет неоценимое значение для развития детей. Работа с календарем наблюдений за сезонными изменениями природы, календарем наблюдений за ростом и развитием растений и животных, календарем наблюдений за птицами помогает детям понять, запомнить и усвоить информацию о животном и растительном мире, явлениях природы.

Категория: Мои файлы | Добавил: mirina250479
Просмотров: 246 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar