Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников рассказыванию по сюжетной картине"
07.03.2019, 12:00

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Консультация подготовлена воспитаем Митрофановой И.В., первая квалификационная категория

1. Актуальность темы

2. Виды занятий по обучению детей рассказыванию с использованием картинного материала

3. Особенности формирования связной речи при составлении описательных рассказов по картине

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей .

Методика обучения строится, с учетом особенности психического и познавательного развития. Это касается проведения специально подготовительные работы отбора и последовательности использование картина материала, структура занятия и приемов речевой работы.

Необходимо уделять внимание приёмам, направленным на развитие внимания зрительного и слухового восприятия.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников рекомендуется проведении следующих видов занятий с картинным материалом:

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого и мы сюжета («Семья», «Зимние развлечения», «Игры на детской площадке» и т. д.). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа по всей картине.

2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение место действия, предметов, события, определяющих тематику картин («Ледоход», «Река замёрзла» и др. из тематических серий О.И. Соловьёвой, В.А. Езикеевой и т. д.).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н. Радлова («Зонтик», «тигр и зайчики» и др.), В. Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), картинный материал В.В. Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий - составление рассказа по сериям картинок с изображением отдельных, «ключевых» моментов действия, а так же с пропуском какого-либо звена. (Серии картинок «Умный ёжик», «Зайчики и уточки» - по сюжетам Н. Радлова и др.)

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих последующих событий (по опорным вопросам).

5. Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение произведений по теме и др.); разбор ее содержания; обучение их составлению рассказа; анализ детских рассказов.

Для активации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: «Кто больше увидит?» (ребенок называет изображение на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или другого материала и т.д.); «Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить какие действия выполняют различные персонажи); игра-упражнение «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом); приём обыгрывания ими (посредством пантомимы) действий персонажей многофигурной картины с последующим их оречевлением и др.

При обучении рассказыванию по картине применяются следующие методические приёмы: образец рассказа педагога по картине или ее части, на направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказов по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.

Вначале они упражняться в составлении краткого, а затем, более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте. Сначала проводится последовательный разбор каждый картинки серии; при этом у детей формируются операции целенаправленного анализа наглядного содержания. Они учатся выделять действенную основу (определение действий персонажей, уяснение связи между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещаются одним - двумя детьми на наборном полотне. По вопросам педагога определяется общее содержание изображенных событий. Затем дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок. Далее ребята поочерёдно составляют рассказы по нескольким картинкам - фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приёма рекомендуется составление завязки, начала к изображённому действию (по вопросам педагога или данному образцу).

Для формирования у них первоначальных навыков составления рассказа-описания изображенного пейзажа, могут быть использованы пейзажные картины из серии В. А. Езикеевой, 1981 («Зима», «Весна») и т.д.

В процессе разбора картины они осваивают примерную схему последовательного описания, называют время года, перечисляют предметы ландшафта последовательности, определяемой их пространственным расположением; дают описание по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг др.)

.

При составлении ребенком рассказа- описания применяются направляющие вопросы-указания. («А теперь расскажи о березках, какие они» и т. д.)

Работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам, включает, формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами обучения детей 5,6,7 лет.

Категория: Мои файлы | Добавил: mirina250479
Просмотров: 242 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar