Одарённый ребенок и сверстники - проблемы взаимоотношений и пути их решения
07.03.2019, 10:59

Выступление на педагогическом совещании

на тему

«Одаренные ребенок и сверстники – проблемы взаимоотношений и пути решения»

Подготовлено воспитателем Митрофановой Ириной Владимировной, первая квалификационная категория

Педагоги, которые работают с одарёнными и обычными детьми часто замечают, что одаренный ребенок отличается от других детей не только высоким интеллектом и повышенной обучаемостью. Одарённому ребенку довольно сложно общаться со сверстниками в силу некоторых черт характера, которые сформировались под влиянием одарённости.

Психологи выделяют достаточно много характерных черт характера и поведения одарённых детей. На слайде представлены некоторые из них, касающиеся взаимоотношений с людьми. Одарённые дети могут:

- поправлять других, всё время считать себя правым, пытаться диктовать сверстникам, кто что должен делать – из - за сильно развитого чувство справедливости ;

- при хорошо развитом чувстве юмора использовать в качестве защитной реакции издёвку, высмеивать окружающих, подтрунивать над ними;

- быстро находить ответы на вопросы взрослого, даже самые сложные и быстрее других на них отвечать;

- дружить с более старшими детьми или взрослыми;

- проявлять нетерпеливость и порывистость в общении из – за недостатка эмоционального баланса;

- негативно оценивать себя, быть постоянно недовольным собой;

- с 2 до 5 лет – не уметь разделить реальность и фантазию – купаться в своём воображении

- испытывать большое количество страхов из – за хорошо развитого воображения;

- проявлять восприимчивость к неречевым проявлениям чувств других людей, быть подверженными молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;

- болезненно реагировать на неудачи.

Как вы понимаете, одарённые – достаточно своеобразные дети, но эта своеобразность, как правило, не врожденная, а приобретенная под воздействием сложного опыта общения с окружающими.

Возникает закономерный вопрос – а нужно ли адаптировать неординарных детей к группе сверстников или дать им возможность развиваться в социуме своим путём, не приспосабливаясь к требованиям «ординарной» среды?

Очевидно, что проблемы, встающие перед детьми, влияют на всё их психическое развитие. Взаимодействие ребенка со сверстниками является важнейшим фактором его развития, оно обеспечивает усвоение общественно-исторического опыта, овладение выработанными человечеством способами умственной и практической деятельности.

Следовательно, насколько благополучно будут складываться отношения одаренных детей со сверстниками и окружающими, настолько полно они захотят и смогут реализовать свои способности.

Каковы же причины формирования черт характера и поведения у одарённых детей, которые «отпугивают» сверстников, не позволяют общаться с одарёнными легко и на «равных»?

Психологи и педагоги выделяют две группы таких причин:

1. Противоречия, заложенные в нормах поведения, предписываемых культурой;

2. Завышенные ожидания и требования родителей и воспитателей;

Первая группа причин – с одной стороны, культура предписывает ребенку быть как все, не выделяться из группы, поддерживать единство и сплочённость группы, а не «перетягивать одеяло на себя». С другой стороны – настраивает ребенка на достижения, призывает быть первым, лучшим среди сверстников. И поскольку одарённому ребенку достаточно легко даётся быть первым, группа, как правило, этим недовольна - данное противоречие разрушительно действует на психику ребенка, он мечется, пытаясь соблюсти и одно и другое культурное правило, которые противоречат друг другу.

Вторая группа причин – под общим определением «попытка реализовать нереализованные амбиции взрослого (родителя) через своего одарённого ребенка». Соблазн родителя слишком велик, ведь его ребенок для него и так самый лучший, а тут он ещё и имеет высшие по сравнению с другими детьми способности. Родители «загоняют ребенка в ловушку» постоянной соревновательности с другими и привычки неизменно одерживать победы – это держит психику ребенка в постоянном азартном напряжении, и буквально «разрывает», если ребенок вдруг не первый.

Вернёмся к характерным чертам характера и поведения одарённых детей. Одарённые дети, как правило, могут:

- поправлять других, всё время считать себя правым, пытаться диктовать сверстникам, кто что должен делать – из - за сильно развитого чувство справедливости ;

- при хорошо развитом чувстве юмора использовать в качестве защитной реакции издёвку, высмеивать окружающих, подтрунивать над ними;

- быстро находить ответы на вопросы взрослого, даже самые сложные и быстрее других на них отвечать;

- дружить с более старшими детьми или взрослыми;

- проявлять нетерпеливость и порывистость в общении из – за недостатка эмоционального баланса;

- негативно оценивать себя, быть постоянно недовольным собой;

- с 2 до 5 лет – не уметь разделить реальность и фантазию – купаться в своём воображении

- испытывать большое количество страхов из – за хорошо развитого воображения;

- проявлять восприимчивость к неречевым проявлениям чувств других людей, быть подвержеными молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;

- болезненно реагировать на неудачи.

Мы выделили несколько особенностей поведения и характера одарённых детей, которые наиболее болезненно воспринимаются окружающими и не позволяют одарённому ребенку быть «принятым» детьми, предлагаем проверенные методы преодоления таких проявлений, «сглаживания» поведения одарённого ребенка.

1. Привычка ребенка поправлять других, всё время считать себя правым, пытаться диктовать сверстникам, кто что должен делать – из - за сильно развитого чувство справедливости. Необходимо понять механизм возникновения этой привычки – нам близки рассуждения об эгоцентризме Жана Пиаже. Дети (одарённые или обычные) наивно полагают, что все люди разделяют их мысли и чувства. Одно из желаний, к которым стремиться одаренные ребенок – быть правым. Его хвалят и награждают за то, что он прав, ему очень нравится быть правым. Для большинства одарённых детей оказаться неправым – мучительно. Они полагают, что другим также неприятно оказаться в подобном положении, поэтому искренне хотят помочь им избежать этого мучительного состояния. Следовательно, как только кто – то делает ошибку – он тут же бросается на помощь.

То есть ребенок имеет более чем благие намерения, когда поправляет других, но это очень раздражает людей. Чем помочь ребенку в такой ситуации?

- поговорить с ним о том, что все люди любят думать и находить решение какой – то сложной задачи так же, как и он. На это нужно времени кому – то больше, кому – то меньше. Если ты хочешь помочь товарищу, то лучшая помощь – дать ему возможность и время подумать, он испытает большое удовольствие, если найдёт ответ на вопрос сам.

- хвалить за сдержанность после деятельности, если ребенок её проявил

- если ребенку всё равно сложно сдержаться, предложить ему (да и другим детям) подходить к воспитателю и шепотом говорить ответ на ухо. А если заметил ошибку в ответе – то молча поднимать, например, красную карточку и дать время отвечающему ребенку самому найти ошибку и исправить. В более старшем возрасте одарённый ребенок может записывать свой ответ на бумаге и в конце урока отдавать учителю.

Т.е. дать возможность одарённому ребенку проявить свои способности и в то же время не ущемить чувства других детей.

2. Самая мучительная для одарённого ребенка ситуация – ситуация неудачи. Ребенок, привыкший быть первым, поощряемый родителями и воспитателями в этом первенстве, вдруг оказывается позади – для него это просто моральная катастрофа.

Но ситуация проигрыша встречается довольно часто в нашей жизни, и следует отметить, что люди, которые умеют «пережить» эти ситуации с наименьшими эмоциональными потерями, как правило большего достигают в жизни. Поэтому основное, чему следует научить одарённого ребенка с большими потенциальными способностями – уметь проигрывать.

Мы используем специальную систему для формирования у детей умения «пережить» проигрыш. Очевидно, что для того, чтобы овладеть способом действия при проигрыше, ребенок не только должен знать, как себя вести, но и прожить этот конфликт как в игре, так и в реальном взаимодействии со сверстниками.

Методика «проживания ситуации неуспеха» включает в себя три этапа введения ребенка в ситуацию.

На первом и втором этапах дошкольник сталкивается с неудачей не непосредственно, а через картинку или игрушку. На первом и втором этапах взрослый общается с ребенком индивидуально. Сначала определяется, умеет ли ребенок различать конфликтную ситуацию, имеет ли он представление о способе её решения. Если ребенок демонстрирует неадекватную реакцию, взрослый знакомит его с тем, как принято в обществе решать подобные ситуации (со стереотипом поведения в конфликтной ситуации).

Первый этап. Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены ситуации, где один ребенок подчёркивает неудачу другого. Одарённый ребенок должен ответить за неудачника. .

Пример. Ребенку показывается картинка, на которой друг напротив друга две ребенка (в соответствии с полом ребенка). Один из них говорит другому «Ты сегодня не смог ответить на вопрос, а ведь он был совсем не сложным!». Ребенок должен ответить на данное высказывание.

Если ответы неадекватные – то взрослый предлагает помощь, показывает способ реагирования в такой ситуации.

На втором этапе педагог разыгрывает похожую ситуацию при помощи игрушек, а одаренный ребенок должен ответить за игрушку – неудачника так, чтобы не задеть партнёра и поддержать свою самооценку.

Пример. Взрослый обыгрывает ситуацию с куклами, одновременно рассказывает историю «Жили – были две девочки, Маша и Катя. Однажды Маша не смогла нарисовать рисунок, хотя обычно ей легко это удавалось. Катя посмеялась над Машей «Не умеешь ты рисовать рисунки!». А Маша ей ответила…» Что ответила? (в зависимости от ответа ребенка взрослый либо говорит «Да, моя история так и окончилась» либо «Нет, в моей истории было не так: «Маша ей ответила «Ничего страшного, у каждого бывают неудачи. В другой раз у меня обязательно получится красивый рисунок!»).

На третьем этапе ребенку предлагается реализовать всё, чему его ненавязчиво обучил педагог, в театрализованной игре, где у него – роль неудачника.

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в Лесную школу. Ребенку даётся игрушечный Зайчик, а взрослому – Лисичка. В школе зверям дают разные задания. Взрослый подбирает задания таким образом, чтобы ребенок не мог справиться. Например, сложить двузначные (или трехзначные) числа и т п . Лисичка (взрослый) быстро справляется с заданием, Зайчик – нет. После задания Лисичка говорит «Ты не умеешь заниматься, маленький ещё!» Если первый и второй этап и прошли успешно, ребенок говорит «Я ещё позанимаюсь и всё сделаю» и тп. После завершения работы предлагается применить известные способы поведения в конфликтных ситуациях в реальном взаимодействии с детьми. Для этого используются игры с правилами типа «Фортунного эксперимента» (по В.С. Мухиной), в котором взрослый может искусственно создавать ситуации выигрыша или проигрыша и показать на своём примере способы реагирования на неудачу. Важно также научить ребенка на этом этапе демонстрировать положительную эмоциональную оценку более успешным в игре детям (исследованиями психолога Рояк АА доказано, что наиболее успешны в коммуникативной деятельности дети, умеющие радоваться за других)

Мы проводили игру «Световой тир» (Лазер таг), состоящую из пистолета, стреляющего узким лучом света и табло – мишени, на котором загораются точки попадания луча (чем ближе к центру, тем успешнее) Детям предлагалось поиграть в тир, где каждый по очереди стрелял. Когда очередь доходила до одаренного ребенка – педагог незаметно отключала табло.

Это делается несколько раз и с несколькими детьми. Получается, что кто – то совсем не попадал в табло, среди них и одаренный ребенок. Затем взрослый вступал в игру и несколько раз сам проигрывал. Он расстраивался, говорил, что каждому хочется выиграть и очень неприятно проигрывать. Потом взрослый говорил, что нужно сделать, чтоб не проигрывать. Нужно не расстраиваться, понимать, что можно и выиграть и проиграть и говорить волшебные слова «Проиграть не страшно. Все когда – то проигрывают. Нельзя всегда всё делать хорошо. Хорошо, что другим повезло. В следующий раз повезет и мне.»

Дети проговаривают вместе с педагогом эти слова. Потом взрослый говорит, что секрет выигрыша состоит в том, чтобы порадоваться за других. Дети вместе придумывают добрые слова выигравшим детям.

Во втором туре проигравшие дети выигрывают (табло отключается на других детях), одарённый ребенок играет последним и демонстрирует, насколько он усвоил предложенный взрослым способ. У него всё получается, и он закрепляет усвоенный материал по выходу из ситуации неуспеха. Игра проводится 3 – 4 раза.

Такая работа даёт положительные результаты – одарённые дети становятся спокойнее, с большим удовольствием принимаются за новое дело без панической боязни быть неуспешным, меньше перебивают и поправляют других детей и приобретают положительный опыт эффективного взаимодействия со сверстниками.

Т.о. воспитателю важно видеть в одаренном ребенке не только высокий интеллектуальный потенциал, но и осознавать его сложности во взаимоотношениях со сверстниками и стремиться помочь ему их преодолеть.

Категория: Мои файлы | Добавил: mirina250479
Просмотров: 208 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar