06.03.2019, 18:08 | |
Методические рекомендации
по созданию мини – музея в старших группах дошкольного учреждения
(на примере мини – музея времени) Подготовлены воспитателем Митрофановой И.В., первая квалификационная категория Аннотация: Данные методические рекомендации посвящены внедрению в практику работы такой формы совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет, как совместному созданию мини – музея. Задачи методических рекомендаций: - развития интереса педагогов к одной из форм подведение итога работы по проекту – «создание мини – музея»; - раскрытие принципов работы с детьми в мини – музее; - предложить педагогам интересный вариант создания мини – музея на примере «музея времени» Ожидаемый результат использования методических рекомендаций: Воспитатель: - Создаст условия для организации мини – музея в своей группе; - осуществит необходимый выбор предмета, средств, форм и методов активизации детей для создания мини - музея; - сумеет определить степень включенности детей в деятельность; - сможет поддерживать интерес детей к итоговому продукту проектной деятельности на протяжении определенного времени. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей. Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста. Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции. Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Работа в музее строится по общепринятым принципам: 1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал. 2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрасных особенностей дошкольников. 3. Активность детей в усвоении музейного наследия. Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика». Мне бы хотелось познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Задачи мини-музея времени: 1. ознакомление с временными представлениями 2. формирование проектно-исследовательских умений и навыков 3. включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме. 4. формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории 5. ознакомление с различными видами часов и календарей 6. дать представление о единицах измерения времени 7. формирование привычки рационального использования времени Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные, плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей. Формы работы с экспозициями мини-музея: - экскурсии - образовательная деятельность с элементами игры - творческие задания - исследовательская деятельность - игры-развлечения - игры путешествия - интеллектуально-творческие игры Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями. И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. | |
Просмотров: 293 | Загрузок: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |