Актуальность использования системно-деятельностного подхода в организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ
«Сближение теории и практики

даёт самые благотворные результаты,

и не одна только практика выигрывает,

сама наука развивается под влиянием её».

Чебышев П.Л.

Старшие дошкольники предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, и было предложено использовать игру, как один из методов обучения, ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это образовательные квесты, включающие в себя проблемные ситуации, игры-путешествия, игры-эксперименты, познавательно-исследовательскую деятельность, проектную деятельность.

Одним из главных направлений в реализации вышеперечисленных подходов является социально-коммуникативное развитие.

Оно предполагает:

- развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми;

- становление самостоятельности и целенаправленности;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО реализация программ дошкольного образования происходит в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Актуальность использования деятельностного подхода и необходимость активизации поискового метода при решении образовательных задач подвели меня к выбору обозначенной проблемы.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». А. Дистервег

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы. Квесты можно использовать для работы с обучающимися, родителями, коллегами. Каким же образом квесты пришли в образовательный процесс?

Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизация и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту.

До определенного времени квесты и дошкольная педагогика существовали независимо друг от друга. Основоположником метода «квест» в качестве образовательной технологии стал в 1995 году Берни Додж (Bernie Dodge), профессор Университета Сан-Диего (США). Под квестом он подразумевал сайт, который содержал в себе проблемное задание и предполагал самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Профессор предложил следующие виды заданий для веб-квестов:

- пересказ - демонстрация темы, изложенной ранее: создание плаката, презентации;

- планирование и проектирование - на основе заданных условий разработка плана или проекта;

самопознание - любые подходы исследования личности;

компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников, создание готового продукта: книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, например.

- творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, песни, видеоролика;

аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

- детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

- достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

- оценка - обоснование определенной точки зрения;

- журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Квест (или веб-квест), - по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное понимание. Лучшие из квестов достигают это таким образом, что учащиеся начинают легче понимать богатство тематических связей, быстрее включаются в процесс обучения и стремятся размышлять над собственным познавательным процессом.

Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог. Опоры помогают учащимся работать вне зоны их реальных умений.

Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мыслительные процессы, распределение ролей, которое обеспечивает разные точки зрения на проблему.

В работах отечественных ученых нет единого взгляда на определение квеста, и это не удивительно, так как квест еще не прошел стадию теоретического обоснования и является сравнительно новой технологией в педагогике. Эта работа только ведется. Проблемой квестов в нашей стране занимаются такие учёные, как Андреева М.В., Николаева Н.В. Быховский Я. С..

В настоящее время в воспитательно-образовательной системе все чаше обращают внимание на квест как инновационную технологию и модель добывания знаний детьми под руководством взрослых.

375 500
Категория: Мои статьи | Добавил: mirina250479 (03.03.2019)
Просмотров: 386 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 oapferzikovo • 08:36, 04.03.2019
Интересная и познавательная статья для применения в работе.
avatar