Играть просто?

Просто ли играть?

Большинство родителей относит игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то он, скорее всего, предпочтет, последнее.

А вот многие детские психологи рассматривают совместную игру малыша со взрослым не только как основное средство развития маленького человека, но и как инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Правда, с некоторых пор специалистов стала занимать новая проблема: игры современных детей в большинстве своем незнакомы родителям, отчего сама возможность совместной игры «отцов и детей» ставится под вопрос.

Мы и Они

Кто такие Мы? Родители и воспитатели, просто взрослые, бывшие дети. Когда мы были маленькими, то играли в куклы, машинки, дочки-матери, «войнушку», школу и магазин. Хотя у многих из нас были и какие-то особые игры со сказочными сюжетами и фантастическими приключениями, принцами и принцессами, драконами и злодеями.

Кто такие Они? Сегодняшние дети, будущие родители, воспитатели и просто взрослые. А играют они в Сейлор Мун и Черепашек Ниндзя, Мортал Комбат и Русалочку, Человека-Паука, а также в куклы, машинки, дочки-матери, «войнушку», школу и магазин.

Современные исследования показывают: большинство родителей замечают, что их дети-дошкольники играют иначе, чем они сами играли в детстве. Однако взрослые не очень хорошо разбираются в содержании этих игр и не уверены, что хотели бы играть в них в своем детстве.

Несколько лучше родители осведомлены о том, что их дети смотрят по телевизору. Однако при этом современные видеогерои в большинстве случаев либо им неизвестны, либо невысоко оцениваются. По мнению старшего поколения новые киногерои явно проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет, хотя, с другой стороны, они такие разные, что их даже сложно сравнивать. В целом, родители могут назвать любимых героев своего ребенка, и в этот список не входят любимые герои их собственного детства.

По мнению родителей:

• Их герой любил и помогал. Он был щедрым, человечным, добрым, романтичным, наивным и обходился земными средствами, не связанными с космосом и фантастикой.

• Герой детей – агрессивный, жестокий, главное для него – быть первым, и еще главное деньги. Он – безжалостный, бесчеловечный, не обращает внимания на других, должен хорошо драться. Это – примитивный робот, мутант, сверхчеловек, нечеловек.

Есть ли мост между поколениями?

Проблема отцов и детей предстала в необычном ракурсе: не то, что бы дети бунтуют и с каждым годом делаются все хуже, нет, они просто другие, на столько, что и поругаться-то с ними совершенно невозможно, так как нет общего языка, на котором можно было бы выдвигать аргументы. К тому же не очень понятно, что кому доказывать? Как можно сравнивать, например, ветер с космонавтом?

Действительно, что лучше и правильней?

По этому поводу и сегодня ведется много разговоров, однако, возвращаясь к нашей теме, заметим: отличным мостиком между поколениями может стать ИГРА.

Когда ребенок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя, или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления, и многое другое.

Еще одна уникальная особенность игры состоит в том, что даже такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, и составляют саму ее суть. Все происходит естественно, ведь это «всего лишь» игра.

Агенты социализации – тайные и явные

Агенты социализации – это способствующие этому процессу люди, социальные группы и институты. Самые ранние, несекретные и мощные агенты социализации – родители или взрослые, воспитывающие ребенка. Когда радоваться и злиться, как здороваться и как прощаться, как вести себя за столом и с другими людьми, когда и какие слова употреблять, как реагировать на те или иные события – все это ребенок первоначально узнает от самых главных в своей жизни людей – от родителей. Причем не вовремя каких-то специальных «воспитательных» моментов, а постоянно, наблюдая за своей семьей, живя в ней, экспериментируя, пробуя различные способы поведения.

С какого возраста ваш ребенок смотрит телевизор? Если с рождения, то он, как и большинство современных детей, хорошо знаком с другим, тоже мощным, но очень секретным и многоликим агентом социализации по имени СМИ (Средства массовой информации). Характеристики агента: пол – любой; возраст – любой; культурная, национальная, географическая принадлежность – любые. Позвольте, скажите вы, но причем здесь игра? А дело в том, что значительную часть сведений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают от своего секретного агента. Почему секретного?

Во-первых, потому, что уж очень много у него лиц. «Сейлор Мун», например, это японский мультфильм, в нем заложены традиционные японские ценности и нормы поведения, которые потом воспроизводятся детьми в играх: интересы коллектива важнее личных; самое страшное – публичный позор; результата можно добиться только сообща. А «Человек-Паук» - «мультик» американский, и там: один в поле – войн; самое страшное – сдаться пред лицом самых невообразимых трудностей; а победа – задача героя-одиночки. И в то, и в другое наши дети самозабвенно играют, знакомясь таким образом с самыми разными способами жить.

А во-вторых, этот агент – тайный для нас, взрослых. Нет, мы, конечно, смотрим телевизор, включаем компьютер и читаем уж никак не меньше, чем дети дошкольники. Только это другой телевизор, другой компьютер и другие тексты.

375 500

Этот изменчивый мир

Мир взрослых, да и мир детей, сейчас очень изменчив. Каждый день появляются новые технологии, игрушки и игры, новые модели поведения и сферы, где их можно применить. Представления о том, что хорошо и что плохо, социальные роли и стили жизни сегодня крайне многообразны и динамичны. Человеку не только необходимо воспринимать все это многообразие, но и постоянно делать выбор. Как сказал один автор, «похоже, что дети ищут как раз тот опыт, которого мы избегаем: «неравновесие», неожиданности, потерю контроля и непредсказуемость. Все это есть на хорошей площадке для игр». Но сегодня все это есть и во взрослой жизни, причем с избытком: мир взрослых начала 21 века также неопределен, непредсказуем, сложен и полон причудливых взаимосвязей, как хорошая детская площадка. Игра готовит детей к жизни в хаотическом и сложном мире будущего. Игра может помочь детям развивать способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложные задачи хаотического и сложного мира будущего. Игры помогают исследовать мир, учат взаимодействовать с ним, ухватывать фрагменты в его течении и соединяться с ними.

Ребенок проигрывает несколько сюжетов одновременно. Он удерживает в памяти и осуществляет сразу несколько ролей, на первый взгляд, несовместимых, вкладывает один сюжет в другой, причудливо переплетает разные истории и свободно путешествует по ним. Внешне все это выглядит совсем не так, как последовательные, упорядоченные во времени и пространстве игры нашего детства. Но и мир изменился, а вот функция игры – подготовка к адаптации в этом мире осталась.

Как же быть?

И вот ребенок предлагает вам поиграть с ним неизвестно во что и быть при этом неизвестно кем. Что же делать взрослым?

Варианта «как минимум» три:

• Научить играть их по-нашему («Здравствуйте, здравствуйте, а я к вам в магазин пришла» - «Очень приятно, вот у нас сколько всего есть» - «А мне деткам молочка надо» - «А вам какого молочка надо?» и т.д.) Это мы на сегодняшний день в основном и делаем.

• Научиться играть как они. Это мы делаем редко.

• По возможности сделать и то, и другое и посмотреть что получится. Это мы делаем очень редко. А вдруг получится интересно, полезно и приятно?

Какой из вариантов выбрать и как поступить – решать вам. Я же только приведу свои соображения на эту тему. Они любопытные, и вы им ужасно интересны! Они копируют ваши жесты и слова, им интересно все, что происходит в вашей жизни. Да, речь идет о ваших собственных детях. Пока ваш ребенок дошкольник, роль «звезды» вам практически гарантирована. Ваше внимание для них – чуть ли не самая большая ценность в жизни.

Когда вы играете с ребенком, то, безусловно, уделяете ему внимание. Когда вы играете в то, что он вам предлагает, вы показываете ему, как он вам интересен, и насколько высоко вы оцениваете его способности, раз вы такой взрослый и умный, следуете его плану игры и выполняете то, что он просит. Чем больше вы будете подражать ребенку, тем больше он будет подражать вам. Способность к подражанию, имитации – одна из важнейших составляющих способности к обучению. Кроме того, имитируя игру ребенка, играя в то, во что хочет он, вы много о нем узнаете. А это не только пойдет на пользу вашим отношениям, но и, возможно, поможет заметить, что ваш малыш, не смотря на свой юный возраст, намного интересней, чем казалось со стороны, и... вам есть чему у него поучиться. Иными словами, дети сегодня знают то, чего мы никогда не знали, умеют то, чего мы никогда не умели, и даже трехлетний ребенок может поделиться с вами знаниями, опытом и умениями, которых у вас никогда не было.

Итак, есть мнение, что игра – вещь полезная, игра со взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!
Категория: Мои статьи | Добавил: mirina250479 (05.03.2019)
Просмотров: 230 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 oapferzikovo • 08:32, 04.03.2019
Статья понравилась.Советую прочитать её не только педагогам, но и родителям.
avatar