Играть просто?
Просто ли играть? Большинство родителей относит игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то он, скорее всего, предпочтет, последнее. А вот многие детские психологи рассматривают совместную игру малыша со взрослым не только как основное средство развития маленького человека, но и как инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Правда, с некоторых пор специалистов стала занимать новая проблема: игры современных детей в большинстве своем незнакомы родителям, отчего сама возможность совместной игры «отцов и детей» ставится под вопрос. Мы и Они Кто такие Мы? Родители и воспитатели, просто взрослые, бывшие дети. Когда мы были маленькими, то играли в куклы, машинки, дочки-матери, «войнушку», школу и магазин. Хотя у многих из нас были и какие-то особые игры со сказочными сюжетами и фантастическими приключениями, принцами и принцессами, драконами и злодеями. Кто такие Они? Сегодняшние дети, будущие родители, воспитатели и просто взрослые. А играют они в Сейлор Мун и Черепашек Ниндзя, Мортал Комбат и Русалочку, Человека-Паука, а также в куклы, машинки, дочки-матери, «войнушку», школу и магазин. Современные исследования показывают: большинство родителей замечают, что их дети-дошкольники играют иначе, чем они сами играли в детстве. Однако взрослые не очень хорошо разбираются в содержании этих игр и не уверены, что хотели бы играть в них в своем детстве. Несколько лучше родители осведомлены о том, что их дети смотрят по телевизору. Однако при этом современные видеогерои в большинстве случаев либо им неизвестны, либо невысоко оцениваются. По мнению старшего поколения новые киногерои явно проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет, хотя, с другой стороны, они такие разные, что их даже сложно сравнивать. В целом, родители могут назвать любимых героев своего ребенка, и в этот список не входят любимые герои их собственного детства. По мнению родителей: • Их герой любил и помогал. Он был щедрым, человечным, добрым, романтичным, наивным и обходился земными средствами, не связанными с космосом и фантастикой. • Герой детей – агрессивный, жестокий, главное для него – быть первым, и еще главное деньги. Он – безжалостный, бесчеловечный, не обращает внимания на других, должен хорошо драться. Это – примитивный робот, мутант, сверхчеловек, нечеловек. Есть ли мост между поколениями? Проблема отцов и детей предстала в необычном ракурсе: не то, что бы дети бунтуют и с каждым годом делаются все хуже, нет, они просто другие, на столько, что и поругаться-то с ними совершенно невозможно, так как нет общего языка, на котором можно было бы выдвигать аргументы. К тому же не очень понятно, что кому доказывать? Как можно сравнивать, например, ветер с космонавтом? Действительно, что лучше и правильней? По этому поводу и сегодня ведется много разговоров, однако, возвращаясь к нашей теме, заметим: отличным мостиком между поколениями может стать ИГРА. Когда ребенок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя, или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления, и многое другое. Еще одна уникальная особенность игры состоит в том, что даже такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, и составляют саму ее суть. Все происходит естественно, ведь это «всего лишь» игра. Агенты социализации – тайные и явные Агенты социализации – это способствующие этому процессу люди, социальные группы и институты. Самые ранние, несекретные и мощные агенты социализации – родители или взрослые, воспитывающие ребенка. Когда радоваться и злиться, как здороваться и как прощаться, как вести себя за столом и с другими людьми, когда и какие слова употреблять, как реагировать на те или иные события – все это ребенок первоначально узнает от самых главных в своей жизни людей – от родителей. Причем не вовремя каких-то специальных «воспитательных» моментов, а постоянно, наблюдая за своей семьей, живя в ней, экспериментируя, пробуя различные способы поведения. С какого возраста ваш ребенок смотрит телевизор? Если с рождения, то он, как и большинство современных детей, хорошо знаком с другим, тоже мощным, но очень секретным и многоликим агентом социализации по имени СМИ (Средства массовой информации). Характеристики агента: пол – любой; возраст – любой; культурная, национальная, географическая принадлежность – любые. Позвольте, скажите вы, но причем здесь игра? А дело в том, что значительную часть сведений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают от своего секретного агента. Почему секретного? Во-первых, потому, что уж очень много у него лиц. «Сейлор Мун», например, это японский мультфильм, в нем заложены традиционные японские ценности и нормы поведения, которые потом воспроизводятся детьми в играх: интересы коллектива важнее личных; самое страшное – публичный позор; результата можно добиться только сообща. А «Человек-Паук» - «мультик» американский, и там: один в поле – войн; самое страшное – сдаться пред лицом самых невообразимых трудностей; а победа – задача героя-одиночки. И в то, и в другое наши дети самозабвенно играют, знакомясь таким образом с самыми разными способами жить. А во-вторых, этот агент – тайный для нас, взрослых. Нет, мы, конечно, смотрим телевизор, включаем компьютер и читаем уж никак не меньше, чем дети дошкольники. Только это другой телевизор, другой компьютер и другие тексты.![]() | |
Просмотров: 241 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
![]() ![]() ![]() | |