Всем нам известен мультфильм " Пластилиновая ворона", но не все задумывались, что в нём использованы элементы пластилинографии.
400
291
Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и картоном чтобы получился рисунок?
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.
Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, рука ребёнка становится более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый рисунок, обладающий своей яркой неповторимостью.
В своей практике я использую такую форму пластилинографии, как рисование пластилиновыми жгутиками. Для этой работы мы с детьми организуем предварительную работу - изготовление жгутиков из пластилина. Первый этап: размягчаем пластилин. Второй этап: отщипываем кусочек и раскатываем небольшой столбик. Затем этот столбик помещаем в шприц для дозирования лекарств и выдавливаем ровный длинный жгутик. Таких разноцветных жгутиков изготавливаем достаточное количество.
Когда жгутики готовы, можно приступать собственно к пластилинографии: дети выбирают лист картона с понравившимся изображением и сначала по контуру, а затем, закручивая внутрь, покрывают пластилином поверхность листа.
В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.
Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды), а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев). Возможно выполнение коллективных работ (например, «Фруктовый сад»), включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр.)
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
400
338
|